zolotuhakompah.ru

Эксперементальный блог

Метки: Книга бытия 8 7, книга бытия 32 24, книга бытия скачать fb2, книга бытия дата, книга бытия беседа 6.


Перейти к: навигация, поиск
Бытие (בְּרֵאשִׁית)

Сотворение света. Гравюра Гюстава Доре
Раздел: Пятикнижие
Язык оригинала: еврейский
Легендарный автор: Моисей
Местность: Ближний Восток, Египет
Следующая: Книга Исход
Викитека: Бытие

Текст на Викитеке

 Бытие на Викискладе

Бытие́ (ивр. בְּרֵאשִׁית‏‎‎‎, bᵊrē'šīθ, совр. произн. Бе-реши́т — «В начале»; лат. Genesis; др.-греч. Γένεσις — «Происхождение»; тж. «Первая книга Моисея») — первая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии[1]. Содержание книги составляют предания о происхождении мира, древнейшей истории человечества и происхождении еврейского народа. Повествование начинается с Сотворения мира и человека и заканчивается смертью Иосифа в Египте. Состоит из пятидесяти глав.

Название

Еврейское название книги, так же как и у других книг Торы, дано по первому значимому слову. В талмудической литературе эта книга часто называется «ספר מעשה בראשית» (Сефер маасе берешит) — «Книга начала бытия», откуда происходит название этой книги в большинстве переводов Библии. В Талмуде[2] называется также «Сефер а-яшар» (букв. «Прямая книга»), в честь праотцов, которые были «прямыми» (то есть честными с людьми и преданными Богу). Некоторые средневековые рукописи употребляют также название «Сефер ришон» («Первая книга») или «Сефер бриат а-олам» («Книга сотворения мира»).

Содержание книги

Книга делится на две основные части:

  1. история человечества до патриархов (разделы 1—11, Быт. 1:1-11:32), заключает в себе как бы универсальное введение во всемирную историю, поскольку касается исходных пунктов и начальных моментов первобытной истории всего человечества.
  2. история патриархов и их семей (разделы 12—50, Быт. 12:1-50:26), описывает историю зарождения еврейского народа в лице его родоначальников — патриархов Авраама, Исаака и Иакова.

Сотворение мира

Книга начинается словами "В начале сотворил Бог небо и землю", после которых описывается сотворение мира за 6 дней. В первый день был создан свет. Во второй день Бог сотворил небо. В третий день Бог сотворил землю и растения: траву и деревья различных видов. В четвёртый день на небе Бог поместил Солнце, Луну и звёзды. В пятый день Бог сотворил рыб, пресмыкающихся и птиц и благословил их словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Быт. 1:22). В шестой день Бог сотворил остальных животных. В тот же день Бог сотворил человека по образу Своему: мужчину и женщину. В седьмой день Бог пребывал в покое. Бог благословил седьмой день ибо в этот день Он окончил свой труд. Когда Бог сотворил человека, Он вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и стал человек душою живою. Для человека Бог насадил сад — Эдем. Там Он поселил человека и разрешил ему есть плоды со всех деревьев, но запретил есть плоды с дерева познания добра и зла. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному;…» (Быт. 2:18), и создал из ребра его жену.

Грехопадение

После того как Бог для человека (Адама) создал женщину (Еву), люди стали жить в Эдеме и неизвестно сколько они там прожили. Змей-искуситель уговорил женщину съесть плод с дерева познания добра и зла (с которого Бог запретил есть плоды), женщина дала мужчине и они ели. Бог позвал человека: «Где ты?». «Я увидел свою наготу и спрятался». — ответил человек (а перед тем как съесть плод с дерева познания люди не стыдились того, что они наги). Бог понял что они ели плоды с дерева, с которого Он запретил им есть и изгнал их из Эдема. Человек — Адам — назвал свою жену Евой. И стали люди жить и всё зарабатывать своим трудом. (Изгоняя Адама из рая, Бог сказал ему: «В поте лица твоего ты будешь есть свой хлеб» (Быт. 3:19).)

Допотопные времена

Далее Адам и Ева стали жить на земле. У них родились дети: Каин и Авель. Однажды братья принесли Богу дары, дар Авеля был угоден Богу, а дар Каина неугоден. Каин разгневался и предложил Авелю выйти в поле, где убил его. За это Бог проклял Каина и сделал его изгоем и отступником. Каин ушёл в страну Нод. Там у него родился сын Енох. Далее в Библии описывается род Каина до Ламеха. У Адама и Евы родился ещё сын Сиф (Шет). Дальше идёт род Сифа до Ноя при котором произошёл Всемирный потоп.

Всемирный потоп

Бытие гл 6. Когда люди начали умножаться на земле, то увидели сыны Божии (праведники), что дочери человеческие прекрасны, и стали брать их в жёны. Со временем люди начали всё больше развращаться и вставать на греховный, не угодный Богу путь жизни. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Моё, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. И сотворил Бог потоп. Спасся только праведный Ной со своим семейством в построенном им самим ковчеге.

Таблица народа

Разделение книги на недельные писания

  1. 1:1—6:8)
  2. Ноах (6:9—11:32)
  3. Лех леха (12:1—17:27)
  4. Ваера (18:1—22:24)
  5. Хаей Сара (23:1—25:18)
  6. Толдот (25:19—28:9)
  7. Ваеце (28:10—32:3)
  8. Ваишлах (32:4—36:43)
  9. Ваешев (37:1—40:23)
  10. Микец (41:1—44:17)
  11. Ваигаш (44:18—47:27)
  12. Ваехи (47:28—50:26)

Мнения о происхождении книги

Христианский богослов А. П. Лопухин писал, что подлинность книги Бытия имеет как внутренние, так и внешние основания[3].

  • К внутренним доказательствам, прежде всего, относится язык, которым написана книга: он отмечен глубокой древностью, в тексте постоянно встречаются библейские архаизмы.
  • К внешним доказательствам относится согласие данных Библии с информацией из различных внешних естественнонаучных[источник не указан 1506 дней] и древне-исторических научных источников. Изучение текста книги Бытие в сопоставлении с письменными памятниками других народов Древнего Переднего Востока и данными археологии свидетельствует о глубокой древности этой книги.
    • Так, доказана связь патриархов с Месопотамией, в особенности с Хараном, в период, предшествовавший завоеванию Ханаана израильтянами, то есть до 1200 г. до н. э., что подтверждается, в частности, совпадением имён предков патриархов с топонимами в округе Харана. С возвращением Иакова в Ханаан эта связь неожиданно прерывается.
    • Противоречия между данными истории евреев после заселения ими Ханаана и повествованием Бытия о сынах Иакова могут быть объяснены только тем, что это повествование сохранило достоверные фрагменты ранней истории отдельных еврейских племён. Так, Рувим назван первенцем Иакова, его имя всегда занимает почётное место в списках Израилевых колен, хотя в эпоху после патриархов колено Рувима уже не играло господствующей роли в истории Израиля; Левий изображён в Бытии безжалостным воином, что противоречит известному нам по последующим книгам Библии статусу левитов как служителей культа, не игравших никакой роли в завоеваниях.

См. также

Примечания

  1. Бытия книга // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913.
  2. Талмуд, Авода зара 25а
  3. Толковая Библия Лопухина

Литература

  • Классические библейские комментарии: Книга Бытия. Сборник переводов с древнееврейского, арамейского и средневекового иврита. — М.: Олимп, 2010. — 700 c. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7390-2468-8
  • Рождественский В. Г. Бытие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Фаст Геннадий. Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. — Красноярск: Енисейский благовест, 2007. — Т. 1. — 352 с.

Ссылки

  • Зайцев Д. В. Бытие // Православная энциклопедия. Том VI. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — С. 412-428. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2
  • Бытие — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Книга Брейшит. Предисловие к изданию Сончино.
  • Bereshit  (англ.) (иврит)
  • Берешит на иврите с переводом на англ.
  • Комментарий к Книге Бытия из толковой Библии Лопухина
  • Прослушать Книгу Бытие. Читает Nikolai Digalo  (ст.-слав.)

Tags: Книга бытия 8 7, книга бытия 32 24, книга бытия скачать fb2, книга бытия дата, книга бытия беседа 6.